Ученые заметили редчайшее явление в космическом пространстве – возникновение резонанса Лапласа. Второй уникальный случай зафиксирован в созвездии Водолея. Периоды обращения планет вокруг своего светила – звезды Gliese 876 – относятся друг к другу как натуральные числа. Исследователи еще не опубликовали результаты своей работы в научном журнале, однако с отчетом уже можно ознакомиться в электронной библиотеке Корнельского университета.

Gliese 876 – это красный карлик, который находится на расстоянии около 15 световых лет от Земли. Это система одна из трех, в которой вокруг звезды вращаются четыре планеты (по четыре планеты также имеют системы HD 160691 в созвездии Жертвенника и Gliese 581 в созвездии Весов, пять планет имеет звезда 55 Рака). Первую из планет, которая является «горячим Юпитером», астрономы заметили в 1998 году. Спустя три года, в 2001 году, ученые нашли вторую планету, масса которой схожа с массой Юпитера. В пределах орбит, по которым вращаются эти две планеты, в 2005 году исследователи обнаружили третью с массой в 5,88 раза больше массы Земли.

Недавно группа ученых из Калифорнийского университета Санта-Круз под руководством Эудженио Ривера зафиксировали в этой системе четвертую планету, которая вращается вокруг всех остальных. Причем они зафиксировали также возникновение резонанса Лапласа, в котором участвуют три из четырех планет звезды Gliese 876. Последняя из обнаруженных планет вращается вокруг красного карлика с периодом, равным 127 земным суткам. Это время относится к времени вращения двух оставшихся планет как 1:2:4. То есть, пока одна из планет проходит вокруг своего светила один круг, вторая за это время делает два оборота, а их соседка совершает четыре оборота. Ученые считают, что возникновение резонанса поможет системе в течение миллиарда лет оставаться стабильной.

Подобный феномен был замечен Пьером-Симоном Лапласом, французским ученым, именем которого и назвали такой орбитальный резонанс. В своей работе «Небесная механика» 1805 года он описал неизвестное ранее явление, которое наблюдалось у Юпитера и его спутников: Ио, Европы, Ганимеда. Периоды их обращения вокруг планеты находятся в соотношении 1:2:4. Когда Ганимед делает один оборот, Европа совершает два, а Ио обходит Юпитер четыре раза.

На заметку. Новая панель приборов поло седан на сайте sedan-polo.ru.