Древние океаны. Их температураЗнаете ли Вы, какой температуры были древние океаны? Недавно на этот счет ученые провели исследование при помощи новейшего метода. Они дали оценку температуре водных масс океанов молодой Земли. Результаты последнего анализа очень отличаются от общепринятых на сегодня данных. Труд научных работников напечатали в журнале Nature. Основная суть работы была изложена в пресс-релизе Стенфордского университета.
Конечно же, прямых методов оценки температуры доисторических океанов не существует, как давно уж видоизменились сами древние океаны. Неплохо было бы иметь письменные доказательства информации – но человечество, с его словесностью (способом передачи данных сквозь расстояния и времена) появилось значительно позже. Современные ученые довольствуются стандартным общепринятым методом: проведением оценки изотопного состава кислорода в кремнистых сланцах возрастом 3,5-3,4 миллиарда лет. В сланцах, которые сформировались при комнатной температуре, выше содержание изотопа O18, чем в сланцах, образовавшихся при 80 градусах Цельсия или близких температурах. Резкое падение начинается при температуре около 55 градусов Цельсия.
Данную технологию обвиняли в неточности, поскольку состав атмосферы на заре рождения Земли очень отличался от современной атмосферы. Ученые-авторы нового исследования помимо изотопов кислорода оценивали содержание в сланцах тяжелого изотопа водорода — дейтерия. Этот параметр остается относительно постоянным в широком диапазоне температур.
Новый метод оценки позволил новаторам предположить, что 3,42 миллиарда лет назад (таков возраст изученных авторами сланцев) океаны Земли были температурой около 40 градусов Цельсия. Если показатели подтвердятся, возможно, нужно будет пересмотреть какими были древние этапы эволюции. Горячие океаны, какими они были по мнению современной науки, могли служить местом рождения только микроорганизмам-экстремофилам. В «прохладных» же 40-градусных океанических водах, комфортно не только человеку принимать вечернюю ванну — такие условия подходят для существования множества древних живых организмов.
Судя по комментариям сайта Physics World, удивительно холодно восприняли революционное открытие ученых их коллеги. Исследователи, конечно, находят результаты работы интересными. Но в тоже время многие из специалистов настоятельно рекомендуют провести дополнительные проверки нового метода. Авторы исследования настроены решительно: они уже готовы повторить эксперимент, используя другие сланцы. Т.е. вопрос о том, какими температурными качествами обладали древние океаны, все еще остается открытым.