Однако другие исследования указывают на механизмы, в которых задействованы короткие молекулы РНК, которые фиксируются на ДНК и влияют на экспрессию генов. Двадцать восемь микро-РНК имеют различия экспрессии в сперме мужчин-курильщиков и не курящих, докладывается в исследовании от 2012 года. И эти схемы РНК могут храниться во многих поколениях. В прошлом году группа под руководством Мишель Лэйн, репродуктивного биолога из Университета Аделаиды в Австралии, обнаружила, что самцы мышей с избыточным весом имеют ненормальную экспрессию 11 микро-РНК сперматозоидов – они передают в следующие два поколения устойчивость к инсулину.

Ну и наконец, может быть и такое, что этот механизм, как говорит Томас Рэндо, профессор Стэндфордского университета, которому качественный ремонт apple предлагается в специализированных сервисных центрах, «просто какой-то бред». Это могут быть прионы – неправильно свернутые белки, которые работают как инфекционные агенты; было показано, что они могут передавать наследственные черты в дрожжах. Или же это может быть что-то в сперме кроме собственно сперматозоидов. В январе исследователи докладывали, что мышата, рожденные от родителей с нехваткой везикул семенников, толще и имеют больше проблем с обменом веществ, чем контрольные – это указывает на то, что молекулы в сперме влияют на экспрессию генов в сперме и на репродуктивный тракт самок.

Если в этом механизме задействовано метилирование ДНК, гистоны или РНК, то эта отрасль может почувствовать значительный прогресс в ближайшие несколько лет, прогнозирует Рэндо. «Однако если это что-то совершенно новое, – говорит он, – то нам может понадобиться несколько лет для его обнаружения».