Растения-монстры и толстые дети

Эпигенетическая революция произошла в начале 2000-х годов, когда ученые начали докладывать о том, что факторы окружающей среды – от небрежного материнства и детских травм до диеты, богатой жирами, и загрязненного воздуха – могут влиять на добавление или удаление химических меток на ДНК, которые включают и выключают гены. Такая идея о геноме, который отвечает экологическим требованиям, и до сих пор вызывает дебаты. Но мысль о том, что эпигенетические маркеры могут передаваться в следующие поколения – еще более провокационная.

Шведский научный сотрудник Карл Линней был одним из первых, кто заметил изменения, которые происходят в результате этого феномена. В 1740-х ему передали одно растение, очень похожее на ленок обыкновенный (Linaria vulgaris), но цветы у него сильно отличались. Линней сначала был в шоке, потому что это бросало вызов его теории о том, что виды растений можно разбить на категории по структуре их цветов. «Этот факт не менее выдающийся, – писал он, – как и такой, когда корова родила бы теленка с головой волка». Растение Линней назвал «Пелорией», в честь греческого слова «монстр».

В 1990-х биолог растений Энрико Коэн из Центра Джона Иннеса в Норвидже, Великобритания, обнаружил, что у растений-монстров метиловая группа сильно загромождает ген Lcyc, который участвует в формировании структуры цветка; в результате ген полностью блокируется. Обычно метиляция ДНК выключает гены. Команда Коэна также показала, что такие метиловые маркеры переходят в семена и в следующих поколениях.

Феномен привлек внимание публики в середине 2000-х, после того, как широкомасштабные эпидемиологические исследования в Европе начали демонстрировать влияние между поколениями у людей. В одном из исследований шведских исторических записей было показано, что у людей, которые пережили голод до наступления половой зрелости, внуки гораздо реже страдали сердечными заболеваниями или диабетом, по сравнению с теми, кто не испытывал недостатка пищи. Подобную работу с детьми в Британии опубликовали в 2005 году: если отец начинал курить в 11 лет, у него был повышенный риск иметь сыновей с избыточным весом.

Однако многие ученые до сих пор сохраняют скепсис. Эпидемиологические исследования часто хаотичны и невозможно вычеркнуть все переменные, которые могут вносить дополнительную путаницу. Однако в течение последних лет в некоторых исследованиях на грызунах такие наблюдения подтвердились и ученые начали приписывать передачу различных признаков изменениям в сперме.

Хотите порадовать близкого человека необычным подарком? В интернет-магазине shop.enjoy представлен широкий ассортимент оригинальных подарков на все случаи жизни. Рекомендуем и желаем приятных покупок!