Исследователи создали карту полного генетического кода морского животного Pleurobrachiabachei. Также они декодировали генетическую активность девяти других видов гребневиков.

Во-первых, ученые обнаружили, что гребневики представляют самую старую ветку в семейном дереве животных, а не более простые губки, которых традиционно ставили на это место, докладывают исследователи. Это усиливает похожий доклад, опубликованный в декабре прошлого года Национальным институтом здравоохранения, который тогда встретили с определенным скептицизмом.

И здесь важно понимать, что у губок нейронов нет.

Так что же произошло? Нейробиолог Университета Флориды Леонид Мороз считает, что могло произойти явление параллельной эволюции. В то время, когда другие ветви животного дерева имели один общий путь, гребневики пошли другим, когда у них образовались сети нейронов – нервных клеток, которые управляют такими функциями, как движение и поведение. У них просто не так много генов, которые используются остальными животных для развития и функции нейронов.

Результаты «поистине удивительные», говорит Мороз. «Все, от медуз и вплоть до нас с вами имеют общую азбуку» для коммуникации между нейронами – но только не более древние гребневики.

Например, они не используют серотонин, дофамин и другие распространенные сигнальные химические соединения, которые еще называют нейротрансмиттерами. Зато, у них свои уникальные методы.

«Они демонстрируют очень мощные данные», – говорит биолог Антонис Рокас из Университета Вандербильта, который не был задействован в данной работе.

«Можно сказать, что у эволюции было два разных чертежа для очень важной структуры, – добавляет он. – Если ваша цель – создание нервной системы, то не важно, как именно вы это сделаете. Возможно, в чем-то их можно сочетать и заменять. Чем больше у вас вариантов, тем больше и решений».