Когда в 2000 году Андреа Брагас (Andrea Bragas) уехала из Аргентины по гранту для молодых ученых в Мичиганский Университет в городе Энн-Арбор, она ещё не знала, где в конечном счете будет работать. Хотя по правилам гранта она должна была вернуться домой, экономика Аргентины двигалась в кризис, и не было никаких гарантий продолжения правительственного финансирования, а еще меньше – что дома она сможет найти работу.

Однако жребий был брошен. К 2004 году экономика Аргентины начала восстанавливаться, а президент пообещал новые инвестиции в науку и технологии. Брагас вернулась на должность преподавателя в Университет Буэнос-Айреса, а сейчас она – наноученый в “CONICET”, Национальном научно-техническом исследовательском совете Аргентины.

По всей Южной Америке тысячи исследователей могут поделиться подобными историями. На протяжении десятилетий диктатуры и экономического кризиса из страны выезжали наиболее перспективные ученые и чувствовался “отток мозгов”, и сейчас их заманивают домой, обещая от краткосрочных грантов на обучение и проведение исследований до полностью оборудованных лабораторий и достойных заработных плат.

“В отличие от финансового капитала, который трудно восстановить, как только он вышел из страны, интеллектуальный капитал возвращается с удовольствием, – говорит Лина Бараньяо (Lino Barañao), Министр науки и технологий Аргентины. – Ученый, который провел несколько лет за пределами страны, имеет подготовку, сеть связей и доступ к ведущим учреждениям – и с точки зрения производительности может быть гораздо ценнее того, который остался в стране”.

Бразилия была одной из первых стран Южной Америки, которая начала инвестировать в создание базы исследователей. Когда в 1957 году Линдольфо где Карвальо Диас (Lindolpho Dias de Carvalho) еще студентом посетил первый Коллоквиум бразильских математиков, он был одним из почти пятидесяти участников в стране, где было мало университетов и не было аспирантуры.

Однако правительство сделал большие шаги для того, чтобы убрать этот разрыв в образовании. В начале 1950-х был создан Национальный совет по научному и техническому развитию (CNPq) и начата кампания по введению высшего образования. Затем Бразилия платила за то, чтобы направить студентов на обучение в аспирантуры других стран, обязывая их возвращаться домой для преподавания и проведения исследований. Многие из тех, кто вернулся, стали штатными сотрудниками в созданных аспирантурах, а в стране начали выпускать больше ученых и инженеров. Количество соискателей кандидатской степени в тех отраслях, которые финансировались, росло почти в два раза каждый год в период между 2001 и 2011 годами.


Вашему домашнему питомцу требуется помощь ветеринара? Ветеринарные клиники в Воронеже всегда готовы оказать квалифицированную помощь. Подробности на сайте vetdoctor-vrn.ru.