17 марта астроном Джон Ковач (John Kovac) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики показал давно ожидаемые доказательства гравитационных волн – складок на ткани пространства — которые расходятся от времен Большого взрыва в течение периода значительного расширения, который известен также под названием инфляции Вселенной.

Еще до того, как над Кембриджем в штате Массачусетс взошло Солнце, в онлайне была опубликована первая статья с некоторыми деталями относительно последствий этого открытия, написанная Дэвидом Маршем (David Marsh) из канадского Института теоретической физики (Perimeter Institute for Theoretical Physics) и его коллегами.

Авторы написали, что проведенные командой Ковача измерения с использованием телескопа BICEP2 фактически вычеркнули целый класс моделей, которыми пытались описать одновременно и инфляцию, и другую тайну космоса – темную материю – в основе которой лежит гипотетическая элементарная частица «аксион». Правда, исследователи отвергли не все аксионные модели, а только «тот особый класс аксионов, который создавал малую часть темной материи», говорит Марш.

Космолог Марк Камионковски (Marc Kamionkowski) из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд, соглашается, что некоторые из аксионных моделей больше не работают, «поскольку требуют, чтобы инфляция работала на более низкой энергетической шкале, чем указана в BICEP2».

Камионковски говорит, что открытие на BICEP2 одним махом отбросит и множество других теорий, включительно с некоторыми идеями относительно свойств энергетического поля, которое приводит инфляцию в движение. «Семейство допустимых моделей очень сильно сузилось», — говорит он.

«Происходит большая весенняя очистка, почти все вычеркивается, — говорит Макс Тегмарк (Max Tegmark), космолог из Массачусетского технологического института в Кембридже. — Это будоражит не только экспериментальное поле, но и мир теоретиков».

Из-за данных от BICEP2 исчезнет почти 90% инфляционных моделей, говорит Андрей Линде, космолог из Стэндфордского Университета в Калифорнии, переполненному залу в МТИ на следующий день после заявления BICEP2. Многие из этих моделей не образуют гравитационных волн на достаточном уровне, чтобы их зафиксировать, отмечает Линде, один из основателей теории инфляции.

Однако он подчеркнул, что эти результаты хорошо согласуются с «хаотичной инфляцией», простой версией инфляции, которую Линде разработал тридцать лет назад. В модели Линде инфляция никогда окончательно не заканчивается: она останавливается в определенных частях пространства и одновременно продолжает свое распространение в других местах. Хаотичная инфляция может образовать не только нашу Вселенную, но и мультивселенные с множеством минивселенных, каждая из которых будет иметь свои законы физики — такую теорию критики называют невозможной для проверки.