«Для практического применения в логических вычислениях графен безнадежен», – уверен Ги Ле Лей, материаловед из Университета во Франции. Зато, силицен может похвастаться наличием запрещенной зоны, поскольку некоторые из его атомов выпирают вверх и образуют морщины, из-за чего часть электронов имеет несколько другое энергетическое состояние. «Более того, производители электронных чипов не хотели выбрасывать на помойку десятки лет опыта кремниевого производства и отдавать предпочтение углерода», – говорит Лок Лю Ян Вун, физик-теоретик из Цитадели, Военного колледжа Южной Каролины в Чарльстоне, который впервые назвал новый материал силиценом и сделал модель его свойств еще в 2007 году.

Однако работа с силиценом в лабораторных условиях оказалась непростым испытанием. Этот материал невозможно отшелушить от единого осколка с помощью скотча, в отличие от графена и куска графита. Вместо этого исследователи производят его, осаживая горячий пар атомов кремния на кристаллических блоках серебра в вакуумной камере, что гораздо труднее. И, в отличие от устойчивого графена, обнаженный силицен чрезвычайно нестабилен в воздухе, что затрудняет перенос тонких листов на более полезные субстраты – например, на транзисторы. Еще в прошлом году кое-кто из ученых ставил под вопрос само существование силицена.

Поэтому Деджи Акинванд, исследователь наноматериалов из Университета штата Техас в городе Остин, вместе с Алессандро Молле из Института микроэлектроники и микросистем в городе Аграте Брианца, Италия, решили защитить силицен немного больше. Они образовали лист силицена на тонком слое серебра и добавили сверху слой алюминия толщиной в 5 нанометров. После этого ученые срезали «силиценовый бутерброд» со слюдяной основы, перевернули серебряным слоем кверху и положили на основу из оксида кремния. В конце они осторожно убрали некоторую часть серебра, оставив два островка металла в качестве электродов и полоску открытого силицена между ними.

«Это был очень умный трюк», – считает Ги Ле Лей, который планирует провести подобное с германеном, неустойчивым «двухмерным» материалом с подобной силицену структурой, образованным из германия.

Возможно, это и было разумно, однако такой транзистор вряд ли скоро появится в мобильных телефонах: открытый силицен раскладывается почти за две минуты. Но и этого времени хватает, чтобы измерить его свойства. Хотя электроны в нем достаточно вялые по сравнению с графеном, прибор на самом деле имеет небольшую запретную зону.