Озеро, которые изображено на картинке слева, постоянно покрыто массивным слоем льда толщиной до 27 метров, его воды в семь раз более солонее обычной морской воды, а благодаря температуре в -13 °C оно считается одним из самых холодных водоемов на планете Земля. И, несмотря на все это, озеро Вида в Антарктиде кишит жизнью.

Ученые, которые взялись за это озеро, обнаружили в нем огромное количество различных бактерий. «Озеро Вида – не очень хорошее место, чтобы в нем жить, – говорит Питер Доран, ученый наук о Земле из Иллинойского Университета в Чикаго и член команды, которая исследует озеро – самое большое из ряда небольших водных объектов в антарктической пустыне Сухие Долины. – Довольно интересным является тот факт, что что-то вообще хочет жить в холодной, темной и соленой среде».

Доран вместе с коллегами просверлили лед на Озере Вида дважды: впервые в 2005 году и второй раз в 2010-ом. Впечатляющее многообразие микробной жизни, которое ученые в нем обнаружили, было описано в издании ProceedingsoftheNationalAcademyofsciences.

В образцах воды с обеих экспедиций клеток бактерий было примерно в десять раз меньше, чем обычно находят в пресноводных озерах умеренных климатических зон. Некоторые клетки в диаметре достигали 1 микрометра – близко к норме для микробов – однако образцы содержали гораздо больше частиц, диаметр которых был примерно 0,2 микрометра.

«Ни один из найденных типов клеток не является неизвестной ранее жизненной формой», – говорит Элисон Мюррей, исследователь микробной жизни в Научно-исследовательском институте Desert Research Institute из города Рено, штат Невада, и соавтор статьи. Генетический анализ свидетельствует о том, что большинство клеток – как стандартного размера, так и микроклеток – связано с известными типами бактерий. Однако одна из распространенных бактерий нормального размера, похоже, не имеет близких родственников среди бактериальных культур, и поэтому может оказаться новым типом.