Южная Европейская обсерватория обнаружила светило, которое может стать вероятным кандидатом на звание самого холодного солнца. Этим светилом стал карлик в двойной системе, он раскален внутри, но невероятно холодный на своей поверхности

Коричневые карлики – это угасающие звезды, которым не хватает массы для того, что бы поддерживать ядерную реакцию, разогревающую и заставляющую звезду “сиять”. Объект, который обнаружили ученые более тусклый, чем остальные в группе двойной карликовой системы, которая находится на удалении 75 световых лет от Земли.

Благодаря сильному спетографу, установленному на телескопе ЕSО, ученые смогли установить, что у наблюдаемого объекта, настолько низкая температура, что ученые сразу и не могли предположить, что видят угасающую звезду. Кроме того эта звезда еще и член двойной системы карликовых солнц.

Наблюдаемый объект получил название СFВDSIR 1458+10 и он признается всеми учеными, как самая холодная звезда известная науке.

Обычные звезды уравновешенны – у них сила тяжести, которая стремится сжать их , а сила внутреннего давления газа внутри них самих стремится их расширить.  Высокое внутреннее давление звезд обеспечивается непрерывным термоядерным процессом горением плазмы с огромной температурой в миллионы кельвинов, которое приводит к беспрерывному синтезу ядра —  более тяжелые химические элементы из более легких (гелий из водорода, углерод из гелия). В результате этих непрерывных химических процессов выделяется такая огромная суммарная тепловая энергия, что излишек её теряется с поверхности звезды в виде теплового и светового излучения. Температура звезды напрямую зависит от её массы – чем меньше масса, тем медленнее происходит синтез ядра звезды.

Как только равновесие между силой тяжести и внутреннего давления нарушается, сила тяжести начинает сжимать звезду. В свою очередь при увеличении массы звезды, она начинает “остывать” из-за нехватки температуры для синтеза ядра.

Именно такую “остывающую” звезду и наблюдают ученые. Температура этого объекта составляет всего лишь 100 С0 на поверхности – это точка кипения воды. При существующих условиях, ученые получили бесценный опыт в наблюдении солнц, которые ближе к экзопланетам – отличительная черта, которая не свойственна обнаруженным ранее коричневых карликов. Ученые предполагают, что у объекта СFВDSIR 1458+10 вполне возможны водяные облака а своей атмосфере, что является главным признаком планеты, на которой может зародиться жизнь.

За этим уникальным объектом наблюдения ведут три различных телескопа. В последнее время “охота”  за подобными объектами очень актуальная астрономическая тема. Исследования подобных объектов, возможно, даст ключ ученым к разгадке зарождения жизни на планетах.