Максимальная скорость вращения большего колеса достигла одного оборота в минуту (фото с сайта pinktentacle.com).

Максимальная скорость вращения большего колеса достигла одного оборота в минуту (фото с сайта pinktentacle.com).

Коллектив ученых из Токийского технологического института (Tokyo Institute of Technology) под руководством профессора Томики Икеда (Tomiki Ikeda) впервые в истории создала машину, превращающую энергию света напрямую во вращение вала. При освещении лучами с волнами определённой длинны, начинает медленно вращаться соединённая между собой ременной передачей пара подшипников.
Этот механизм обходится без фотоэлектрических преобразований, миниатюрных электромоторов, проводов и батареек. Тяговое усилие возникает благодаря движущейся вокруг обозначенной выше пары колёсиков тонкой полимерной ленты. Ещё в 2003 году Икеда с коллегами обнаружил эффект сокращения полимерных составов содержащих азобензен при попадании на них света ультрафиолетовой части спектра. При исчезновении облучения и попадании на обычный дневной свет они восстанавливают первоначальную форму. Именно этот эффект и создаёт тяговое усилие.

Предельная скорость вращения большего из колёсиков достигла одного оборота в минуту. После того японцы проводили эксперименты, подбирая наилучший рецепт подобного состава и разрабатывая способ практического применения подобного эффекта. Именно так и был создан двигатель, напрямую преобразующий световую энергию в движение. Он построен из двух колесиков диаметром три и десять миллиметров, соответственно. Они соединяются полиэтиленовой лентой покрытой светочувствительным полимером. Толщина ремня привода составляет всего 0,08 миллиметра. На данный момент двигатель построен и успешно функционирует.

Для его работы необходимы два источника света. На ленточку около меньшего колеса направляют ультрафиолетовый луч, а в районе большого — обычный видимый свет. Результатом постоянного стремления полимера изменить форму становится усилие, двигающее этот мотор.

Как сообщают создатели эластичность человеческих мышц в четыре раза ниже эластичности созданной ленты. Даже после эксперимента продолжающегося 30 часов с циклом сжатия-расширения каждые 7 секунд, материал не потерял своей эластичности. Само собой, что мощность такого мотора крайне мала, однако, Икеда уверен, что, используя этот принцип, возможно создать намного более габаритные установки. На данный момент исследователи работают над усовершенствованием проекта, так как КПД преобразования пока очень мал. Но гораздо важнее то, что идея осуществима на практике.


Источник: WillBee.ru