В 1984 году, будучи еще аспирантами, молодые ученые Эдвард и Мэй-Бритт Мозер обручились на вершине потухшего вулкана Килиманджаро в Танзании (не слишком ласковая температура заставила их обменяться кольцами так быстро, как только было возможно, и сразу же надеть обратно теплые перчатки). Тогда молодая пара решила, какой именно должна быть их совместная жизнь: родить детей пораньше, получить опыт работы за рубежом и потом вместе где-нибудь основать лабораторию. И это им удалось – хотя и несколько быстрее, чем они ожидали. Еще до того, как они защитили свои кандидатские, ученые согласились на должности пост-доков в лаборатории О’Кифа в Лондоне.

В 1970-х американец Джон О’Киф открыл нейроны, которые назывались пространственными клетками в гиппокампе крыс. Эти клетки активируются только тогда, когда животное находится в особом месте – например, возле бегового колеса или напротив двери (после этого были открыты и другие нейроны, связанные с навигацией, в том числе и те, что активируются во время поворота головы в определенную сторону, или когда в поле зрения попадает какая-то граница, например, длинный край клетки). Это исследование было очень актуальным, и Мозеры хотели углубить его.

Однако в 1996 году, уже через несколько месяцев после получения кандидатской степени, Мозеров ждал сюрприз в виде двух должностей ассоциированных профессоров в Норвежском научно-техническом университете в Тронхейме. Они немного колебались, поскольку согласиться означало бы направить свои стопы в маленький университет страны, изолированной от крупнейших мировых исследовательских центров. «Однако две должности в одном месте и одной области исследований были слишком заманчивыми, чтобы отказываться», – говорит Эдвард. И они полетели домой, на этот раз уже с двумя маленькими детьми.

В Тронхейме устроиться было не так просто. Ученым пришлось создавать свою лабораторию с нуля в маленьком подвальном помещении, а также делать виварий. Однако уже через несколько лет они выиграли серьезные гранты от Европейской комиссии и Исследовательского совета Норвегии. Результаты тоже не заставили себя ждать.


На заметку. Программа обучения ФГОС дошкольного образования, подготовленная специалистами Центра образовательных инноваций «ШАГ», содержит в себе большое количество теоретических и практических знаний, а также навыков. Она позволяет каждому слушателю в полной мере ощутить на себе все преимущества инновационного обучения. Подробности на официальном сайте – http://stepcenter.ru/fgos/.